Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 26 декабря 1909 г. (8 января 1910 г.). В 1928 г. окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где в начальных классах училась у своей матери Марии Романовой, а в старших и выпускном - у Агриппины Вагановой, и поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).
В 1944г. она перешла в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г. В 1960 г. оставила сцену и начала карьеру балетмейстера-репетитора.
Галина Уланова превратилась в такой же символ русского балета, что и ее великая предшественница Анна Павлова. Тайна Улановой остается тайной: природу ее колдовской власти над зрителями так и не сумели разгадать. Наряду с невероятной одухотворенностью танца в ряду "ключей" к ее тайне фигурирует скрупулезная выверенность каждого движения, раз и навсегда найденного и остававшегося неизменным на каждом спектакле (знала свои недостатки и, как никто, умела делать их невидимыми). Окружавший ее героинь ореол вечной женственности не помешал разглядеть и расслышать в ней, ее молчаливости (Великая немая была обязана своему прозвищу не только сдержанности в своей повседневной жизни - внутренняя сосредоточенность и "негромкость" были в той же степени свойственны ей и на сцене) высокую ноту протеста. "Весь облик Улановой на сцене создает впечатление необычайной хрупкости, какой-то незащищенности, трогательной женственной слабости. Первое впечатление от нее - это тихая печаль, девичье покорное смирение… Но если вглядеться внимательнее, вас поразит другое. По мере развития спектакля вы постепенно начнете ощущать в этом хрупком и, казалось бы, таком беспомощном существе несгибаемую силу, героическое напряжение духа." (режиссер и критик Борис Львов-Анохин)
Последнее ее выступление состоялось 29 декабря 1960 г. - Уланова завершила свою карьеру тем же балетом, которым начала, - "Шопенианой", ставшей ее выпускным спектаклем.
Репертуар в Большом театре
Мария ("Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1944 г. ) - была первой исполнительницей этой партии в ГАТОБе, где впервые был поставлен этот балет
Жизель ("Жизель" А.Адана, хореография Ж.Коралли, Ж.Перро и М.Петипа в редакции Л.Лавровского, 1944 г. )
Золушка ("Золушка" С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1945 г. )
Седьмой вальс и прелюд ("Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1946 г. )
Джульетта ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1946 г. ) - первая исполнительница
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография 4-го акта А.Мессерера, 1948 г. )
Параша ("Медный всадник" Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г. )
Тао Хоа ("Красный мак" Р. Глиэра в постановке Л. Лавровского, 1949 г. ) - первая исполнительница
Катерина ("Сказ о каменном цветке" в постановке Л. Лавровского, 1954 г. ) - первая исполнительница
С именем Улановой в первую очередь связан грандиозный успех знаменитых первых лондонских гастролей (1956 г.) балетной труппы Большого театра. И особенно прославилась ее Джульетта, которую англичане безоговорочно признали "своей", несколько изумившись тому, что это ощущение оказалась способной вызвать балетная сцена.
В 1964 г. стала председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне, в 69-м - I Международного конкурса артистов балета в Москве.
Умерла 21 марта 1998 г. в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
По материалам сайта Большого Театра
|